Медийный код Дали

shelepova-anna-ru-dali-salvador-4

shelepova-anna-ru-kommersant-ru-7shelepova-anna-ru-kommersant-ru

shelepova-anna-ru-dali-salvador-3В Москве начала работу выставка, раскрывающая новые грани творчества знаменитого испанца.

В Москву экспозиция приехала из Испании, где выставлялась в мадридском Национальном музее современного искусства имени королевы Софии и ещё нескольких небольших галереях. Специально для работ Дали внутреннее помещение особняка на «Кропоткинской» перестроили до неузнаваемости так, что пришедшая на открытие Полина Ивановна Лобачевская – арт-директор галереи «Кино», профессор ВГИК и человек, которого Долецкая называет своим учителем и гуру, – изумленно воскликнула: «Алена, что ты сделала с пространством! Это потрясающе».

Выставка представляет собой тщательное, как старательный реферат отличника, исследование, в котором каждой из 12 глав посвящен собственный, обернутый в алую ткань, зал. В помещении под названием «Приглашенная звезда» развешены обложки с портретом самого Дали: уже поседевшего рядом с надписью «ICH BIN EIN GENIE» для Stern и совсем ещё молодого для Time 1936 года, в кружевных манжетах на обложке сербской «Илустрованы политики» и в золотом костюме для GQ, в хулиганском образе Джоконды для Der Spiegel 1959 года и в виде яркой надписи по соседству с писателем Труменом Капоте и музыкантом Джерри Маллиганом на обложке Esquire 1960-го.

В зале «Арт-директор за деньги» представлены вписанные в привычные сюрреалистичные пейзажи рекламные работы. Клиентами Дали, помимо всемирно известного Chupa-Chups, для которого художник разработал логотип, были японская автомобильная марка Datsun и шотландский бренд виски, карманные зеркальца Elgin American и чулочная компания Bryans, которой работы Дали принесли невероятный успех: после агрессивной рекламной кампании в Vogue и Harper’s Bazaar с летающими женскими ногами Bryans перестала справляться с резко возросшим спросом на ее продукцию.

Как «арт-директор за славу» он рисовал обложки для Vogue, TV Guide и Et Cetera, как писатель-редактор сотрудничал с Gaseta de les Arts, Life и Script и даже выпустил два номера собственной газеты Dali News – естественно, о себе. Как арт-дилер охотно предоставлял свои работы в качестве журнальных иллюстраций. А ещё выступил как актер в рекламном ролике – его можно увидеть в отдельном зале: на большом экране проектора Дали в черном костюме безостановочно ест шоколад Lanvin – и его усы, его антенны для восприятия искусства, как он сам их называл, раз за разом взмывают к небу.

Ещё один зал превратили в оранжерею, посвятив его одному из любимых образов Сальвадора Дали – бабочкам. Другой погрузили в темноту и сделали кинотеатром. А самый большой, белоснежный, который назвали «Дали и цифры», стал подробным статистическим отчетом об аукционах и выставках, самых дорогих полотнах и результатах запросов в интернет-поисковиках.

Все экспонаты были предоставлены фондом «Гала – Сальвадор Дали», который базируется в родном городе художника Фигерас. На создание экспозиции ушло полгода, и именно российскую версию глава фонда Хуан Мануэл назвал лучшей из тех, что были созданы на предоставленном материале.

По словам директора Московского музея современного искусства Василия Церетели, эта выставка будет интересна всем – тем, кто любит Дали, кто занимается рекламой, медиа, журналистикой: «Это такой пласт, который показывает масштаб личности: если ты талантлив, ты можешь заниматься многими вещами и быть успешным во всех этих проявлениях». Его слова подтвердились в первый же день – на открытии экспозиции очередь начиналась от самого входа и тянулась через длинный коридор первого этажа до гардероба, где на всех желающих не хватало бирок.

В год 110-летия со дня рождения испанского художника его слава ничуть не померкла, а лишь продолжает расти. А выставка словно преодолела стены ММОМА и вышла в реальную жизнь: лицо Дали замелькало в светской хронике GQ и Tatler, захватило инстаграмы московских модников и полосы современных газет.

В своем же собственном Instagram Алена Долецкая рассказала, что путешествовать по России Дали не будет: «В Москве до 1 февраля. И всё». Так что – спешите видеть. Если верить той самой статистике из белоснежного зала, с 1988 года в России состоялось всего 13 выставок великого испанца. И кто знает, когда будет следующая.

30 октября в ММОМА на Гоголевском, 10 для широкой публики открылась выставка «Сальвадор Дали и медиа», посвященная взаимоотношениям великого художника и прессы. Приглашенным куратором стала Алена Долецкая, главный редактор журнала Interview и бывший главный редактор русского Vogue.

Можно ли назвать Дали родоначальником рекламного рынка?

Безусловно. В одном лице он выполнял задачу, которую сейчас выполняют маркетинговые компании в составе 500-700 человек. С одной стороны он рекламировал свои работы, с другой, благодаря своему внешнему виду, он рекламировал себя. В то время влияние медиа было колоссальным, и Дали, безусловно, об этом знал.

Темп, с которым Дали создавал свои работы, впечатляет. Чего больше в медийных работах Дали – коммерции или искусства?

В своих многогранных медийных выступлениях Дали верен себе – «вижу цель – не вижу препятствий». Он технично заставил мир поверить в свои, как теперь говорят, мемы – «сюрреализм – это я», «когда умрут все гении, я останусь». И делал это вместе с медиа и за счет них. Очень талантливо, кстати.

Дали придумал легендарную обертку «Чупа-Чупс» меньше, чем за час. У современных рекламщиков уходят месяцы на создание логотипа того или иного бренда. В чем причина?

Причина проста. Он был гениальный креативщик. И верил только в себя. Да и «Чупа-Чупс» не единственный пример, кстати. Смотрите выставку.

Эпатажность Дали – часть его природной натуры или грамотный пиар-ход?

Мне кажется, и то и другое, но к его натуре добавлялся недюжинный талант.

Существует мнение, что Дали опередил свое время. Если бы он был жив сейчас, где бы мог себя проявить? С какими медиа сотрудничать?

Если бы он был сейчас с нами, то точно не сотрудничал бы ни с кем, а сделал свое медиа. Уж точно он бы «инстаграмил». Думаю, он бы очень быстро подружился с Цукербергом, и они придумали бы что-нибудь куда хлеще, чем Фейсбук.

Кто сегодня смог бы сделать интервью с Сальвадором Дали для журнала Interview?

Я посадила бы его с Ваней Ургантом в месте, которое я бы выбрала – без камер.

Одна из задач сюрреализма – обозначить важнейшие проблемы жизни. В чем их видел Дали?

Он говорит и пишет об анатомии, о будущем, об изобретениях, психике, телевидении – то есть честно транслирует то, что происходит вокруг, пропуская через себя. Дали, похоже, и не желает, чтобы его идеи были легко считываемы – отсюда его загадки и символы. Он словно хочет, чтобы его об этом спрашивали, тем самым возвращая нас на исходную позицию – культ личности, причем его собственной.

Дали не любили в СССР за его негативное отношение к коммунизму и приверженность монархическому строю, обвиняли его в симпатии к Гитлеру. Как в современной России воспринимают творчество Дали?

Мне кажется, что современная Россия, слава богу, пережила вульгарный социологический анализ. Дали как художник и как персонаж явно интересен русским. Один лишь занятный факт: посещение дома-музея Дали в Фигерасе увеличилось за последние три года раза в четыре в основном за счет русских посетителей. В творчестве Дали много сказочности, загадочности и ироничности – может быть, это особенно привлекательно?

Сальвадор Дали подарил нам уникальную возможность – посмотреть на мир глазами гения. Как научиться разгадывать тайный код Дали?

Тайные коды есть почти у всех крупных художников. Разгадывать коды художников – это самое приятное и увлекательное дело любого интеллигентного человека. А учиться можно через чтение хорошей литературы о художниках, их биографий и, конечно же, обращаясь к талантливому и знающему экскурсоводу.

Если представить что сейчас приходит Дали на выставку, чтобы Вы у него спросили?

Ну что, Сальвадор, нравится, как мы тебя тут прославили?

И чтобы он ответил?

Я думаю, он бы пошевелил усами и ответил «Por supuesto, señora!».

Публикация в shelepova-anna-ru-kommersant-ru-1  от 25.11.2014, 00:00

Текст написан в рамках обучения в Академии журналистики «Коммерсантъ»

АВТОР: Анна Шелепова, Татьяна Кленяева

Поделиться с друзьями:

Ответить

Войти с помощью: